«Художник перестает быть таковым, когда считает, что он уже достиг вершины мастерства»
12.08.2009Александр Андрющенко: «Художник перестает быть таковым, когда считает, что он уже достиг вершины мастерства»
-Как Вы стали профессионалом в фотоискусстве? Научились всему сами?
В детстве мечтал быть художником, увлекался рисованием, но позже фотографическое оборудование стало для меня альтернативой кистям, краскам и полотну…
Еще будучи мальчишкой, почерпнул нехитрые навыки владения фотокамерой от моей старшей сестры, которая в студенческие годы делала свои фото простенькой камерой «Чайка – 2». Иногда эта «Чайка» попадала в руки и мне. Увлечение фотографией для меня началось в пятом классе, когда я на большой перемене снял небольшую «потасовку», такую себе «кучу малу» в исполнении моих одноклассников. Это был мой первый «шедевр» репортажной фотографии, который до сих пор хранится в архиве школы.
Снимал и во время службы в Военно-морском флоте, но апогея мое увлечение достигло в студенческие годы. Будучи человеком увлеченным, я не ограничивался только изучением своей будущей специальности. Посещал и клуб самодеятельных художников «Днепровская палитра», и молодежное литературное объединение, и школу журналистики. Рисовал, писал стихи, статьи, фельетоны, очерки, играл в студенческом театре эстрадных миниатюр. Тогда я вообще не расставался с фотоаппаратом, снимал практически все – жизнь, что кипела в институте и за его пределами. Попал в Херсонский областной Народный фотоклуб, там нашел единомышленников, познакомился с лучшими образцами художественной фотографии, которые стали доступны в виде передвижных фотовыставок.
С тех пор – непрерывный процесс самообразования, чтение специализированной литературы, просмотр Интернет-изданий, посещение выставок, семинаров, общение с мастерами-коллегами… А еще – практика, практика, практика.
- Долго ли шли к созданию своей фотостудии?
Студия родилась, вообще-то давно, еще в 1993 году, в Голой Пристани. Но тогда она имела примерно такой вид, как поется в песне: «я его лепила из того, что было…» Тогда и снимал, чем Бог послал, и свет был такой же. Хоть это и не мешало делать работы хорошего качества, но высокого комфорта в работе тоже не создавало. Были определенные ограничения в возможностях.
Высшую степень свободы я ощутил, поработав год в столице, где в распоряжении у меня было оборудование, о котором раньше можно было только мечтать. Вернувшись домой, поставил себе цель - приобрести профессиональный студийный свет Hi-End класса. Это главное, что должно быть в хорошей профессиональной фотостудии. Три года назад эта цель была достигнута и моя мастерская тут же перебралась в Херсон.
А из списка брендов съемочной техники больше всего ценю Nikon за высокое качество и надежность.
-В каких условиях Вам больше нравится работать: в студийных, специально подготовленных или экспромтом (open air)? Всегда ли носите с собой фотоаппарат?
Это не столь важно для меня. Я люблю работать в разных условиях. Если бы я работал исключительно в студии – мне бы это быстро надоело. Я люблю разнообразие. Любая обстановка интересна! Окружающий мир я вижу через видоискатель, вижу «сюжет» из жизни и сразу представляю, каким он будет на фото. Мои коллеги определили меня как многожанрового фотографа. Могу согласиться с этим, потому что вижу «кадры» везде: в природе, в неодушевленных предметах, в человеческих отношениях. Для меня также важна форма, люблю, чтобы картинка была идеальной. Хоть я и «человек-эмоция», но давно научился «фильтровать» сюжеты, то есть заранее вижу, когда не стоит нажимать на кнопку, когда у сюжета «нет шансов». Иногда не снимаю по причине моих внутренних табу, даже если мое второе Я хочет это сделать.
-Мы ознакомились с Вашими работами и пришли к выводу, что Вам больше всего нравится фотографировать людей, причём в работах доминирует тема человеческих отношений. Почему? Насколько трудно делать такие фото?
Человек интересен как таковой изначально. Меня всегда привлекает сама человеческая сущность. Я с детства интересуюсь психологией и люблю «заглядывать» в людей. Каждый человек своеобразен. Это самое интересное и непознанное, это кладезь для экспериментов. А я экспериментирую всегда: и в жанровом портрете, и в постановочном, и в ню, и в репортаже. Мне не интересны простые решения. Хотя иногда они могут показаться таковыми только на первый взгляд. Насколько трудно сделать гимнасту тройное сальто?
- Часто люди говорят: «я не фотогеничен». От чего же зависит фотогеничность: от самого человека или от фотографа?
Да, есть такое понятие. Есть люди, которые красивы внешне, но камера их «не любит». Это трудно объяснить, это сверхтонкие материи. Но это совсем не означает, что вопрос безнадежен: в «хороших руках» такой человек раскрывается, как цветок лотоса в лучах восходящего солнца. Бывает и наоборот: внешне «некрасивый» человек на фото получается очень эффектным. Все зависит от внутреннего содержания человека и от того, в какой мере фотограф сумел его «прочесть». Главное – любить того, кого ты фотографируешь, иметь искреннее желание достать из самых сокровенных глубин его души то самое лучшее, что в нем есть. Формальный подход бесполезен, контакта не будет, человек так и останется в своем «панцире». Только поймите меня правильно - это особая любовь – Любовь к Человеку. Не такая, как любовь к единственной и неповторимой, которой является жена, подруга, невеста (нужное подчеркнуть). Но бывают люди, внутренний мир которых отталкивает и это нельзя исправить на фото.
- Ведь не все люди умеют позировать перед камерой. Бывает так, что человек не может раскрепоститься, «теряет» эмоции. Что Вы делаете, чтобы избежать этого?
Когда происходит съемка, рождается своеобразное существо «фотограф – модель». Это единое целое, иногда трудно сказать, чья заслуга в успешной работе больше: фотографа или модели. Бывает, что человек сам по себе пластичен, тогда понимаем друг друга с полуслова, полу-взгляда. Бывают «крепкие орешки», с такими труднее.
Фотосъемка – это не голая техника, это, прежде всего, глубокие психологические процессы. Поэтому важно войти в психологический контакт с моделью. У меня есть короткое время, чтобы «просканировать» человека и найти конкретно для него уникальные ключи. Всегда помогает ненавязчивый диалог, в большинстве случаев использую подходящую музыку. Случается, что «артподготовка» длится дольше, чем сама съемка.
- Бывали ли случаи, когда Вы отказывались делать фотосъёмку? Почему?
Бывали… Иногда видишь человека и понимаешь, что внутри у него пустота или наоборот - много негатива, агрессии. В таких случаях я отказываюсь снимать. Я нахожу всевозможные поводы для отказа не зависимо от размера предлагаемого гонорара (Это относится к заказным съемкам и не относится к репортажу, т.е. к жанровой съемке)
- Есть ли у Вас своя Муза? Какая она?
Каждая женщина – Муза. Но есть главная Муза - моя жена, её портрет висит в моей мастерской прямо над рабочим столом, смотрит прямо мне в глаза... Умная и красивая. Два в одном.
- Какими 3 качествами, на Ваш взгляд, должен обладать настоящий фотограф?
Настоящий фотограф, прежде всего, должен всегда оставаться Человеком. Он не должен «ходить по головам» других Людей, не должен переступать через них. Настоящий фотограф должен уметь «видеть», быть хорошим психологом, тонко чувствовать. Настоящий фотограф должен быть культурным и всесторонне образованным человеком.
- Как Вы считаете, какое изображение в большей степени передаёт всю гамму чувств: цветное или чёрно–белое?
Я люблю линию, поэтому предпочитаю чёрно-белое фото, оно более лаконично. Хорошая черно-белая фотография – это вершина мастерства. Цветная составляющая добавляет эмоции. Один и тот де сюжет в цвете и ЧБ всегда воспринимается совершенно по-разному. Язык фотографии богат и разнообразен. Автор, мастерски владеющий этим языком, всегда знает, где надо «кричать», а где просто «прошептать». Хотя, находясь на разной волне, его «слышат» не все и не всегда.
- Кто-то высказывался негативно о Ваших работах? Как Вы относитесь к критике?
Я много экспериментирую. Говорю, то, что хочу сказать, а не то, что хотят от меня услышать (это не касается коммерческой фотографии иногда с очень жесткими требованиями заказчика). Поэтому не все и не всегда мои работы понимают и воспринимают так, как бы мне этого хотелось. Случаются негативные высказывания, иногда в довольно резкой форме. Но это нормально, так бывает, наверное, у всех.
В целом к критике я отношусь с интересом. Если это конструктивная критика – я не обижаюсь, делаю выводы. Но бывают и не конструктивные моменты. Если человек не понял работу и выразил негативную оценку – это одно, но если он выразил её с целью вывести автора из равновесия, подразнить – то это совсем другое. Это просто непорядочно, но выглядит смешно. Такие случаи тоже бывают. Общаясь на фотографических сайтах, я не удаляю негативные комментарии к моим работам, они – тоже история. Не бывает так, что все работы получаются идеальными, поэтому критика всегда нужна.
-Какая наивысшая степень похвалы для фотографа?
1.Когда убеленный сединами мудрый учитель, с неподдельным интересом и вниманием просмотрев твою персональную выставку, о которой до этого говорили всякое, скажет: «Мне за тебя не стыдно».
2. Когда заказчик с легкостью и без сожаления расстается с крупной для него суммой денег, оплачивая твою работу.
- Известно, что Вы были одним из ведущих фотографов на таких фестивалях, как «Таврійські ігри», «Мельпомена Таврії», «кРок у майбутнє», «Купальські зорі». А что ещё такое масштабное хотелось бы запечатлеть?
То, что было бы мне интересно. Не зависимо от ранга. С удовольствием приму интересные предложения. Парашютные прыжки, например. Давненько я их не снимал.
- Есть ли фотохудожники, на чьё творчество Вы равнялись?
Сейчас я ответил бы на этот вопрос так: есть мастера, которых я безгранично уважаю, у которых в свое время что-то почерпнул. Это Гунар Бинде, Римантас Дихявичус, Дмитрий Зюбрицкий, Георгий Верин…… Но нет авторов, которых я бы просто копировал, я всегда хотел и хочу создавать что-то своё
- Чего бы ещё хотели достичь?
Художник перестаёт быть таковым, когда считает, что он уже достиг вершины мастерства. Не хочу когда-нибудь так о себе думать. Хочу совершенствоваться, хочу учиться!
Еще хочется быть пОнятым… при жизни. А еще – экономической свободы…
Александр Павлович – человек, который умеет вдохновлять. Очень здорово наблюдать, когда он сам чем-то вдохновлен. Во время работы он и модель – одно целое, он творит, как художник: его кисть – фотокамера, его полотно – окружающий мир, его краски – светотени и умение видеть сюжет. В общем, что рассказывать, все это можно увидеть на сайте www.alexart.com.ua
Общалась Анастасия Гришко,
6 августа 2009г.
Источник: