Не бойтесь задавать вопросы!
25.07.2008Много лет назад, на заре моей профессиональной деятельности в качестве фотографа, выходил я "в народ" во время советских празднований типа Первомая, Дня Победы, Октябрьской революции. И большинство моих коллег тоже так делали. В то время это был хороший источник дохода: денег можно было заработать быстро и много. О "мыльницах" и минилабах тогда еще не знали, фотографией занимались только "посвященные" и чудо сие творили "врукопашную". Большинство граждан даже не помышляли самостоятельно делать фото, и к "профессионалам" выстраивались немалые очереди. Кто-то фотографировался с любимыми внуками, кто-то – с детьми, друзьями, любимой девушкой, кто-то просто увековечивал себя любимого (или любимую). Все это было в изобилии. Цены были – копеечные, советский рубль – тверд.
А еще были свадьбы, школы и садики. Так постепенно приходил опыт, точилось мастерство, появлялся авторитет. Кто знал мой креативный подход к делу – старался попасть ко мне в мастерскую, где "творились шедевры". Потом эти шедевры участвовали в выставках и конкурсах, красовались на рекламном планшете во время очередного выхода "в народ". Выход уже принимал боле рекламный характер, так как появились "мыльницы" и минилабы, и многие граждане почувствовали себя "фотомастерами". Я тогда шутил: "Пойду, выгуляю рекламу и фотоаппарат, людей посмотрю, себя покажу…" Но появились "помощники" из числа вышеназванных граждан и работы "на выгуле" стало меньше. Не знаю, какими соображениями руководствовались потенциальные клиенты, но картина выглядела примерно так:
Народ, прогуливаясь по набережной, обращал внимание на двух фотографов, которые располагались метров за пятьдесят друг от друга. Люди "делали галс" в нашу сторону, любовались моими работами и, не спрашивая цену, уходили фотографироваться к "новоиспеченному". Так, почему-то, делало большинство. И только те, кто меня хорошо знал, снимались у меня. Я недоумевал: ведь невооруженным глазом было видно, что мои фото значительно интересней и лучше (чего не отрицал и мой коллега), а цены были – абсолютно одинаковые!
Позднее клиенты сами объяснили ход своей мысли.
Вариант первый: Подходит молодая пара, долго любуются работами, потом Он Ей говорит: "Пойдем отсюда, здесь нас за лохов держат. Чужие фотки нацепил и надеется, что поведемся. Подумай сама: если это его работы, что он делает в нашей провинции?" И уходят фотографироваться туда, где попроще… "А что я здесь делаю, - грустно думаю я, - живу я здесь. Здесь моя мама, здесь мой дом…" Кажется, я это уже где-то слышал.
Вариант второй: Подходят две подружки, долго смотрят, ничего не спрашивая, уходят фотографироваться к коллеге. Сфотографировались и тут же быстренько возвращаются – посмотреть еще раз на мои работы. Долго смотрят, а потом интересуются ценой… После моего ответа (цены ведь одинаковые) – сначала – немая сцена, а потом, почти в один голос, хлопая глазами: "Ой, дуры! Мы подумали, что у Вас очень дорого…"
Сейчас тоже бывают подобные ситуации из-за неосведомленности потенциальных клиентов.
Поэтому я всегда говорю: Не надо придаваться фантазиям и домыслам. Не бойтесь задавать вопросы! Ответ может оказаться неожиданно приятным для Вас.
Александр Андрющенко ©