ШВАБРА-КОЗЯБРА или скупой платит дважды
31.10.2008
Чистота - залог здоровья... Этот постулат нам прививали с раннего детства бабушки и мамы. Не знаю, как кому, а мне "прививки" делались и убедительным словом, а иногда - и ремнем "по пятой точке". Не всегда пятилетнему мальчишке хотелось тщательно бороться за эту самую чистоту, когда вокруг была масса более занятных вещей. Но меры воздействия в конечном итоге обеспечили хороший результат на долгие годы. Новый просяной веник и качественная деревянная швабра дедушкиной работы - были правилом хорошего тона в нашем доме…
Прошли годы, многое поменялось. Вышеназванные инструменты для уборки жилища – натурпродукт – цивилизация заменила искусственными напольными щетками и такими же швабрами с механизмом отжима. Какое-то время мы брыкались, но мода на новшества взяла свое: перешли на эти самые супер-пупер швабры. Оказалось: вещь вроде бы и удобная, но – ненадежная. Деревянная служила много лет, а эта – "потарахтит" годик – и беги покупать новую. Китай, однако…
Ничего не имею против китайского народа и прекрасно понимаю, что население – большое, кушать всем хочется, а чтобы кушать – надо работать. Представьте ужасную картину: сделал производитель качественный продукт, потребитель его купил и потребляет долгие годы. А производитель пухнет с голоду и ждет, пока потребитель вновь побежит за новым продуктом. Если качество высокое – может и не дождаться, помрет голодной смертью. Но тут как раз все в порядке: продукт долго не служит…
Ну, не знал я, что есть швабры и получше (хотя и подороже), в супермаркетах. Когда очередная китайская швабра, прослужив чуть больше года, тарахтя и громыхая по квартире, приказала долго жить, я помчался на центральный рынок купить ей замену. Надо было сразу послушать сына и пойти в супермаркет за дорогой и качественной. Но, во-первых, было далеко и лень, во-вторых – был не уверен, что в супермаркетах не такой же ассортимент, что и на рынке. В-третьих – неосмотрительно зашел в бутик "ХОЗЯЮШКА", что на центральном рынке. Осмотреться для начала. Хозяин бутика вместе с сердобольной женщиной-продавцом сильно хотели мне денег сэкономить. Говорили, что их швабры – не турецкие какие-нибудь, а производства наших соседей-поляков, и что они дома сами такой уже больше года пользуются – не нахвалятся. Говорили, что в супермаркетах – все то же самое, но в два раза дороже…
Я – человек доверчивый, не заметил на своих ушах хорошую порцию итальянских спагетти про польские швабры. Поверил. Купил. Заплатил 42 гривни…
Были подробные инструкции от хозяина: Болтики – поджать, покрыть лаком для ногтей, дабы не ржавели, перед употреблением моющий элемент – размочить. А еще хозяин бутика зачем-то снял со швабры бумажную упаковку, на которой красовался польский текст – крупный и мелкий. Я не придал этому никакого значения, все равно выбросил бы…
На следующий день, в субботу, мы затеяли уборку. Болтики, как учил торговец, я покрывать лаком не стал, но швабру в ведро с водой на полчаса поставил. В курсе дела… Сделав пару взмахов по полу хваленым "польским" инструментом, я вдруг услышал резкий хруст под рукой. Это треснул пластмассовый наконечник. Я сначала удивился, огорчился, но потом успокоился и подумал, что как-нибудь сие переживем. Уговорил себя: "Тут красота – не главное". Но, через минуту, стало еще "веселее": во время отжима конструктив швабры громко треснул пополам…
И тут я подумал: "42 гривны – это много или мало? Как за неосуществившийся порыв сделать дома уборку - наверное – много. Можно было бы их потратить на что-то полезное или приятное. Как за очередной урок жизни – наверное – мало. В наше капиталистическое время учеба платная… Стоит ли за эти потраченные деньги тратить еще и нервы? Свои – нет!"
Но, как человек творческий, решил проверить: а что будет, если отнести это чудо "польского" производства туда, где взял?
Проверил. Ничего хорошего не будет. Ровно через неделю (раньше не было возможности) пришел со сломанной шваброй в исходную точку – бутик "ХОЗЯЮШКА", что на центральном рынке. Сидит за столиком та же женщина-продавец, с легким запахом алкоголя. Хозяин отсутствует.
Я: "Здравствуйте, Вы меня помните? Я неделю назад купил у вас швабру. Вам в субботу не икалось?"
Она: "???"
Я объясняю суть проблемы, показываю сломанную швабру, предлагаю вернуть мне деньги.
Она: "А у Вас чек есть?" (Хотя меня прекрасно вспомнила)
Я: "А Вы мне не давали…"
Она: "А надо было попросить…"
Я: "???" Разве не обязательное правило розничной торговли - давать покупателю чек? (мысли вслух)
Она: "Хозяин приказал никому денег не возвращать, видите ли, сейчас инфляция…"
Я: "А что мне делать с некачественным товаром?"
Она: "Вы у нас брали швабру целую. Откуда я знаю, что Вы с ней делали? Обращайтесь в Общество защиты прав потребителей. Но, думаю, это Вам не поможет. Люди вон со стиральными машинами обращались, и не помогло, а Вы с такими мелочами…"
Я: "Дайте мне Ваши реквизиты, я хочу знать, кому должен быть благодарен!"
Она: "ЧП Вашина Павел Владимирович…"
Я: "Покажите мне, пожалуйста, упаковку от этой "польской" швабры."
Она показывает. Читаю мелкий шрифт: "Wyprodukovano w Chinach". (Слава китайскому народу!)
Я: "А хотел ведь в супермаркете покупать…"
Она: "Они сами у нас покупают, а потом продают в три дорога…"
Понимаю, что диалог заходит в тупик, скандалить не хочу. Оставляю сломанную швабру торговцам на память и ухожу… в супермаркет. Там обнаруживаю большой ассортимент моющих и чистящих приборов: начиная от честно китайских недорогих и заканчивая добротно сделанными дорогими итальянскими. Никакого перекоса цен, все – согласно качеству. Выбираю ту швабру, что понравилась. Оказалась самая дорогая…
Немного было жаль столько денег за швабру, ведь раньше таких дорогих не покупал. Но дома сразу же понял разницу и на радостях сделал внеплановую уборку в квартире. Вспомнил любимую бабушкину поговорку: "Скупой платит дважды…" Или трижды?..
Александр Андрющенко ©