Portfolio > Projects > An international theatrical festival Mel'pomena Tavrii > Статьи. Мельпомена Таврии > Записки фестивальшицы, или Как я влюбилась в Херсон
Portfolio ▼
All news

Записки фестивальшицы, или Как я влюбилась в Херсон

17.06.2009

Помните знаменитое чеховское: «В Москву, в Москву!» из пьесы «Три сестры»? Многие из нас грешат этим и сейчас – рвутся в мегаполисы работать, за границу отдыхать, да так что б подальше от дома… а ведь по сути – спешим в чужие края, а своей страны совсем не знаем. Максимум – что-то в Карпатах, что-то в Крыму, еще где-то что-то и на этом познания родного края заканчиваются. То нет времени, то нет желания или просто лень оторваться от дивана или офисного кресла, дабы поехать, например… в Херсон. «Вот еще! Что в Херсоне делать?» Я тоже так думала – раньше. Теперь знаю, что есть событие, которое, даже заядлого домоседа, обязательно заставит выбраться из собственной ракушки и отправиться-таки на Юг Украины в этот небольшой, но такой удивительный город… но обо всем по порядку.

В Херсон, в Херсон – на Мельпомену! Известный театральный, да еще и международный фестиваль «Мельпомена Таврии» в этом году проходил в 11-й (!) раз в Херсоне. Когда мне, как театроведу и журналисту поступило предложение от организаторов принять участие в составе жюри, я сразу согласилась. Причина номер один – Киев утомил, и мысль о небольшом спокойном городке грела душу, причина номер два – я все-таки театровед, а фестиваль – это всегда новые, впечатления и полезные знания. Но главное – жуть как интересно было посмотреть на этих «ненормальных» людей, которые в столь сложный экономический период фестивалят да еще и приглашают пол мира за свой счет… Поездка началась «оптимистично»! За десять минут до отправления поезда «Киев-Херсон» у меня стащили мобильный телефон. «Все к лучшему, значит, меня не будут дергать по делу и без дела и удастся по-настоящему отдохнуть» подумала я и завалилась спать…

День первый: С перрона в партер! Херсон встретил гостей солнечной погодой. В голове завертелась мысль, что свитерочки и кофточки – явно ни к чему. Пожалуй, придется купить пару футболок и босоножки – иначе спекусь. На перроне возня, поцелуи, обнимания, рукопожатия, смех. Ба! Знакомые все лица! Лариса Кадырова, Станислав Мойсеев, Алла Подлужная, Алексей Безгин – оказывается все ехали в одном поезде. Улыбчивые, симпатичные девушки из оргкомитета, как мамы-квочки собирают нас вокруг себя. - Что-то помочь нести? – обращается ко мне симпатичный мужчина. У меня две страшно тяжелые пачки с подарками – литературно-художественным журналом «Днипро». - Да, помочь, - отвечаю я и вручаю ему пачку потяжелее, он забирает у меня и оставшуюся. Не покидает мысль, что где-то этого мужчину я уже видела… Гостиница. Выгружаемся. Нужно не забыть журналы. Интересуюсь где они. Ищем. - Наверное директор поставил их возле водителя в автобусе. – Говорит ответственная за поселяющихся во «Фригате» гостей и участников фестиваля, Алла. Стоп! Так этот «симпатичный мужчина» - художественный руководитель Херсонского областного академического музыкально-драматического театра имени Н. Кулиша а также вдохновитель и продюсер фестиваля – Александр Книга?! Теперь понимаю где я его видела – в Интернете, когда читала о фестивале. Вот те раз! Программа первого дня более чем насыщена. После пресс-конференции (на которой нужно заметить был губернатор области и мер города) запланировано три спектакля. Возмутило то, что два из них на разных сценических площадках в одно и то же время. Но, когда программа насыщена, а времени в обрез, бывает и так. Жюри бросает жребий и разделяется пополам. Одни едут в Херсонский театр кукол смотреть монооперу «Ожидание» в исполнении солистки Одесского Национального театра оперы и балета – Ирины Красилиной, другие остаются в театре имени Н. Кулиша, так сказать в штабе фестиваля, смотреть спектакль «Тарас Бульба» Луганского областного академического музыкально-драматического театра. Организаторы уверены, что вторая часть жюри совершенно спокойно успеет приехать и досмотреть Бульбу в исполнении М. Голубовича, так как моноопера одесситов идет 45 минут. Действительно все так и случилось. Успели, как говориться, и там и тут. Совершенно разные спектакли по всем пунктам, которые можно вспомнить, но порадовало то, что зритель по-настоящему «фестивальный». Оба спектакля принимали «на ура!». Но вечер на этом не закончился, в 21 час спектакль Первого киевского женского театра на Грушках «Монахиня» по произведению Д.Дидро. В гостиницу возвращаюсь после полуночи. Ладоши пекут от аплодисментов, мозги закипают от впечатлений и новых знакомых. Валюсь спать…

День второй: Как в детстве тихо. Будильником в первое утро в гостинице стал колокольный звон. С балкона 9-го этажа «Фрегата» открывается чудесный вид. Прямо по курсу церковные купола, направо дорога в город, слева красавец Днепр. На воде дремлет баржа, побережье густо-густо усеяно подъемными кранами. Чувствую себя Иваном Грозным из кинокомедии «Иван Васильевич меняет профессию». Потягиваюсь и цитирую: «Красота-то какая! Лепота!» В 11 часов в Театре кукол дают «Дюймовочку». Добрая и удивительно волшебная премьера получилась у режиссера Б. Чупрыны. А актриса О. Шаламова порадовала фантастической органичностью и мастерством перевоплощения из рассказчицы в Жабу, из Жабы в Старую колдунью, из Колдуньи в Мышь, а из Мыши в Ласточку. На этом «погружение» в детство не заканчивается, еще успеваем на спектакль «Все кувырком» по пьесе К. Драгунской, который идет в Кафе-театре (малая сцена Херсонского театра Н.Кулиша). Спектакль-игра, называют его в афише. В фестивальную программу он попал, судя по всему потому, что ждали драматурга, которая написала эту пьесу и для того чтобы показать некоторых молодых артистов театра. Драматург – не приехала. На артистов – жюри посмотрело. Особенно впечатлил Женя Гамаюнов, он же Телевизор, он же Бабочка. Вечером снова параллельно два спектакля – Коломыйский театр привез «Вий» по Н. Гоголю, Московский новый драматический театр – «12 новелл о любви» по А. Чехову. Мне выпадает ехать смотреть москвичей. До спектакля есть пару часов – вооружившись фотокамерой, отправляюсь бродить по городу. Четверг, на улицах тихо. Очень много зелени, в отличии от столицы, деревья тут пока не мешают людям. На улице Суворова (это херсонский Арбат, Андреевский спуск и Монмартр) по брущатке то там, то тут вышагивают матросы-курсанты. На газонах устроили себе солярий коты. Тихо. Ритм в котором живут люди размеренный, неспешный. Впечатлили старые фасады невысоких домиков и Днепр, который в этом городе, совсем не такой, как в Киеве. Он тут живет в таком же неспешном ритме, широко-широко разлившись, спокойный дремлет под жарким херсонским солнцем. Размеренность в жизни – хорошо. На сцене же это чревато. Того и гляди, половина зрителей мирно засопят в своих креслах. Собственно, именно активной борьбой со сном занималась я на протяжении трех (!!!) часов «12-ти новелл о любви» А. Чехова в исполнении Московского Нового драмтеатра. На третий за этот фестивальный день, моно спектакль в исполнении Ларисы Кадыровой все, кто смотрели москвичей – не успели. День третий: «Страшна помста» На балконе моего номера ночует голубь. Заметила его спящим еще вчера вечером. Утром воркует и тем самым сообщает мне, что пора вставать. Фестиваль продолжает Нежинский театр имени М. Коцюбинского. Играют «Женитьбу» Н. Гоголя. Тут нужно сделать ремарку. Фестиваль, как и театр – это живой организм в котором могут происходить любые метаморфозы. Вот и с нежинцами случилось приключение. По дороге на «Мельпомену Таврии» у них сломался автобус. И несколько часов, актеры простояли в ожидании помощи в чистом поле. Теперь спектакль задерживают, так как еще собирают декорацию. Но настроение у всех боевое. Постановка традиционная. Во время спектакля в служебных ложах осветителей время от времени появляется Николай Васильевич Гоголь с одной стороны он весь в белом, с другой – в черном. И молча смотрит то на сцену то в зал, то на свой портрет, который является частью декорации. Сегодня на фестиваль прибыли режиссеры театра со всей Украины. В 15 часов запланирована рабочая конференция. За круглым столом элита украинского театра. В. Московченко, Ю.Одинокий, П. Ильченко, А. Приходько, Д. Богомазов, А. Билоус, Клим, С. Мойсеев, С. Павлюк… Говорили много. О проблемах современной театральной режиссуры, о проблемах образовательной системы в области режиссуры, о современной украинской драматургии, как о фундаменте театра. Тем для дискуссии оказалось много. Спорили, соглашались, смеялись и грустили, но в целом никто не пострадал. Было решено продолжить круглый стол на свежем воздухе завтра там же и составить резолюцию творческого заседания. Предложение приняли «на ура!» и, разделившись группками, отправились пить кофе, курить, общаться. Вечером «двойной Гоголь» – на сцене театра кукол «Шинель» Криворожского театра музыкально-пластических искусств, в театре Н. Кулиша «Страшная месть» - репертуарный спектакль, хозяев фестиваля, поставленный в этом году. Остаюсь его смотреть. Признаться откровенно о спектакле «Страшна помста» в постановке Сергея Павлюка нужно писать отдельную рецензию. В репортаже вроде того, что вы читаете, этому действу пришлось уделить бы страниц пять. Поэтому отдельный материал читайте в разделе «рецензии» в ближайшие дни. После спектакля началась вечеринка знакомств с танцами, подарками, шутками и, вполне серьезными разговорами. Смущало только то, что на следующий день по графику была запланирована выездная конференция приглашенных режиссеров на девять утра. Подумали, и дали час форы – на природу выезжаем в десять…

День четвертый: День спонсора. Вот и настал день знакомства с людьми, которых мне так хотелось рассмотреть, как говорится поближе. Да простят мне люди, которые бескорыстно помогают искусству, но к огромному сожалению, мы так испорчены пониманием «взаимовыгода», что в бескорыстие верим мало. Всегда ищем двойное дно и запасного туза в рукаве. В Олешковском лесу, куда повезли тех, кто творит сегодня историю украинского театрального искусства, нас уже ждал казан шурпы и масса интересных и полезных дел. Встретил нас все тот же неугомонный Александр Книга в компании с обаятельным улыбчивым мужчиной, которого тут же представил: - Знакомьтесь, это наш генеральный спонсор, компания «Херсонбуд» и ее директор Александр Сандык. Вот, собственно именно он сегодня будет вести с вами творческую и практическую работу. Интересно, это ж какую творческую (ну ладно практическую) работу может вести с режиссерами и журналистами директор строительной (!) компании. Еще какую! Например, игра в метафору. Буквально несколькими штрихами Александр выводит маркером на бумаге фигурки, которые тут же узнают все присутствующие – пирамиды Хеопса, дальше парус – Дубаи. А теперь журналистам нужно было озвучить метафорические варианты того, что объединяет двух Александров – Сандыка и Книгу? Вариантов была масса – Оба патриоты своего края, оба Александры и еще десяток идей. После составления списка позвали Книгу, который должен был выбрать один наиболее понравившийся вариант. Александр Андреевич остановился на «архитектуре души». Авторов этой метафоры оказалось двое – одна сказала идею, вторая сформулировала фразу… что делать – приз-то один? Дополнительное задание! Директор «Херсонбуда» рисует три апельсиновые дольки… и это здание оперного театра в Сиднее! Победительнице достается путевка на Черноморское побережье. Следующим заданием от спонсора, была самая, что ни есть настоящая – стройка! Строим тын! Зрелище еще то! Нужно было видеть как две команды «творчунов» плели свои тыны. И снова спорная ситуация – у одной команды тын получился быстрее, но хуже по качеству плетения чем у второй… дополнительное задание – собирание шишек. Чья команда быстрее наполнит мешок – та и победила! Сработала режиссерская внимательность и смекалка Клима, который заметил огромную гору шишек, заранее собранных организаторами для костра. Смеху было от души! Как оказалось «Херсонбуд» в особе Александра Сандыка, помогает в проведении «Мельпомены Таврии» не первый год. Как сказал философ: «Дерево узнают по плодам, а человека – по делам». И, наверное, действительно должно быть архитектура душ людей которые любят театр особенная. Это те люди, которые понимают, что не хлебом единым, понимают, что театр – это душа народа, понимают, что тот, кто сегодня в театральном зале расплакался вместе с героями, завтра не обидит ближнего, не откажется от слабого, не забудет о том, что он Человек. Без пафоса и преувеличения – хвала таким (и не хочется в данном случае употреблять слово «спонсор»), хвала – единомышленникам! Ведь, как говорит актер Кин в пьесе Григория Горина: «Все, что можно купить за деньги – это уже дешево!» Финальным заданием была посадка «Аллеи Мельпомены». Молодые липы, каштаны и рябины. Так, что если кто в своей жизни уже родил сына и построил дом, тут мог достойно подытожить миссию – посадить дерево. Теперь и я могу гордиться посильным вкладом в знаменитый Олешковский лес! Вечером смотрела спектакль Румынского театра «ATENEU» из города Яссы. Играли «Историю лошади. Холстомер» Л. Толстого. Трогательный до слез спектакль.. Дальше по плану фестиваля был театральный капустник «Гоголь-моголь». Нахохотались до коликов в животе. Заводилами, конечно же были херсонцы, а каждый из приехавших на праздник театров готовил свой номер. Режиссер капустника (она же завлит театра Н. Кулиша) Любовь Калюжна придумала все в стиле гоголевской чертовщины – тут тебе и Панночка, и черт, и Вакула, и сам Николай Васильевич с черной кошкой подмышкой, и ад – оркестровая яма, в которую, к стати свалился официальный фотограф фестиваля – Александр Андрющенко. История до сих пор умалчивает – нарочно он это сделал или все же увлекся и… но уже через минуту назойливый папарацци снова скакал по сцене, значит и в аду не горят наши фотохудожники!
Смотрите видеофрагмент "полета" (прим. alexart)

День пятый: И все когда-нибудь кончается… Как-то грустно было просыпаться с мыслью, что сегодня последний день 11-го международного театрального фестиваля «Мельпомена Таврии». Да и известно, что к хорошему привыкаешь быстро. В полдень Луганский театр песни и танца «Легенда» показывал свои «Риздвяни вечоры». Это было то, что современная молодежь называет: «порвать публику». Зал минут пять аплодировал стоя и скандировал: «Молодцы»! Днем открылась выставка мастеров народного творчества, после которой женская половина участников и организаторов фестиваля принарядилась в оригинальные украшения ручной работы. Восторг и ликование (особенно у ребятни) вызвала презентация теплового аэростата «Херсон» - еще одна вещь которой может гордиться этот город. Вечером давали спектакль Закарпатского музыкально-драматического театра «Куплю мужа за баксы» по пьесе М. Задорнова. Оставляю это событие без комментариев. Перед заключительным концертом на Театральной площади карнавальное шествие по главной улице города – «Фестивальный гармыдэр»! Это потрясающее и одновременно трогательное зрелище, когда вдоль дороги все, от мала до велика, жители и гости города Херсона приветствуют аплодисментами участников фестиваля. Вместе с театралами браво кричат и Главе города – Владимиру Сальдо, который идет в одной колоне с участниками. Дальше церемония награждения, праздничный салют и гимн Мельпомене. Признаюсь честно – я в этот момент грущу. И грущу не потому, что заканчивается праздник, в этом мире, все когда-то заканчивается, но как говорит Лиина Костенко: «І кожен фініш, це, по суті – старт…» Я грущу о том, что подобное событие, которое проходит 11 год подряд, событие на которое приезжают коллективы из-за границы остается как будто не замеченным. Центральные телеканалы (да и то далеко не все) раскошелились аж на минутный сюжет в новостях, как послесловие или как констатацию факта. Конечно же куда интереснее рассказать украинцам в анатомических подробностях о маньяке-извращенце или о красочном карнавале в далеком Рио … Неужели судьба у нас – не ценить свое, не гордиться им, не прославлять? Очень не хочется в это верить. И когда смотришь в уставшие, но счастливые и гордые глаза Александра Книги, который слушает как исполняет джаз гордость Херсона – диксиленд Дворца детского и юношеского творчества, то веришь в обратное. Когда глава города снимает официальный костюм и надевает футболку с логотипом фестиваля и вместе с участниками поет гимн Мельпомене – веришь в обратное! Когда знакомишься с такими людьми как Александр Сандык – понимаешь, что настоящие украинские бизнесмены это образованные европейцы. Благодаря таким людям, их труду, настойчивому и непростому, происходят события, которые делают наш мир лучше, светлее, добрее. Уверена, что каждый, кто живет в Херсоне с гордостью скажет: «Я - херсонец». И хочу чтобы так же с гордостью каждый, кто живет в Украине говорил: «Я - украинец»! И кто знает, возможно, уже 12-й фестиваль «Мельпомена Таврии» станет общенациональным событием, за которым будет наблюдать вся страна!

Автор: murashka Категория: Обзоры  teatral.org.ua

Назад к разделу "Фотопроект Международный театральный фестиваль Мельпомена Таврии"