Блог > Записки “старого” фотографа. Часть 1
Портфоліо ▼
Всі новини

Записки “старого” фотографа. Часть 1

20.10.2011

Переговорный процесс: Первое впечатление – самое правильное

Я не знаю, что это: предчувствие, интуиция или опыт, накопившийся за многие годы профессиональной фотографической деятельности. А может – генетическая память? Ведь суть человека, схемы его поведения не меняются тысячелетиями. Только внешняя среда со своими техногенными факторами (а в случае нашего ареала обитания – еще экономическими и моральными) вносит коррективы в мировосприятие и коммуникативные особенности каждого отдельно взятого индивидуума.

Звонит, например, потенциальный заказчик, а ты с первых слов понимаешь, что это – стопроцентно твой клиент! Или совсем наоборот: не успел он еще из машины выйти и поздороваться, а ты уже ищешь способ, как ему отказать. Ошибки бывают редко. Думаю, это – все-таки опыт... Или интуиция??? С “твоим” клиентом ты на одной волне, говоришь с ним на одном языке, у вас одинаковые или похожие приоритеты. Для такого готов в лепешку разбиться, ведь он тебя понимает и ценит твой труд, твои душевные порывы. А “живой уголок” - боевые тараканы в твоей голове - так вообще его приводит в дикий восторг. В большинстве случаев - с таким деловые отношения незаметно переходят в дружеские. Не знаю, как у кого, а у меня именно так все и происходит.

На исход переговоров влияют многие факторы. Любая мелочь, вплоть до интонации, может оказаться решающей, так как любой художник – существо тонкой душевной организации. Кто-то из заказчиков думает, что это он делает выбор. На самом же деле – процесс выбора носит обоюдный характер. Всегда надо помнить, что не все стремятся удержать клиента любой ценой. И дело даже не в материальном достатке, есть категории гораздо высшие: духовный и душевный комфорт, например. Если возникает дискомфорт от процесса общения – стараешься в этом процессе поставить жирную точку. Если клиент “не твой” - не помогают даже перспективы получения солидного материального вознаграждения. Твое внутреннее “Я” не идет на компромисс даже в случае, когда сбежали все мыши, а последняя в холодильнике повесилась. Несостоявшийся клиент, ничего так и не поняв, потом скажет: “Товарищ зажрался…” Это его право. Он так мыслит.

Так что же будет залогом оказаться “не моим” клиентом?
1. Начать диалог в чате, по почте, по телефону с фразы типа: “Сколько вы берете за съемку?” Если это текстовое сообщение, оно иногда состоит всего из одной подобной фразы. Ни тебе “здрасте”, ни “пол-здрасте”. Как правило, в подобных случаях 90 процентам обратившихся все равно – кто, чем и как будет фотографировать. И зачем я буду наступать на горло собственной песне, если это - потенциальный клиент начинающего “профессионального” фотографа со стажем без году неделя, который готов сделать работу “условно-бесплатно” только ради получения опыта съемки? Еще бы: этот начинающий не владеет вопросами ценообразования, ведь он не покупал дорогую профессиональную фототехнику, ее подарил папа к какой-нибудь дате...
2. Сказать: “Это баснословно дорого!” и ехидно добавить: “Можно подумать, что у вас очередь на съемку стоит!” - это, как быку красная тряпка, это сразу - от ворот поворот...
3. “Да я за такие деньги фотографа из Столицы приглашу” - особенно умиляет и поднимает настроение, но исход такой же…
4. “Я тебе бабло плачу немалое…” - естественно с соответствующей распальцовкой – смотрите пункт 2.
5. Взять на переговоры нетерпеливого и недоверчивого родственника, который будет в резкой форме задавать вопросы, на которые уже были даны исчерпывающие ответы по телефону...

Список, конечно, можно продолжить. Немало людей пишут мне личные сообщения в Социальных сетях с вопросами по съемке, носящими, скорее всего, абстрактный характер. На мое предложение позвонить по телефону и получить подробный ответ они чаще всего не отвечают. Вот я себе и думаю: “А зачем мне клиент, который боится со мной разговаривать? Что хорошего может получиться в творческом процессе с таким человеком, и возможен ли он вообще - этот творческий процесс в данном случае?”

Делаем выводы: Подсознание никогда не обманывает, просто его надо “услышать”.
Если Вам по каким-то, даже необъяснимым причинам, не понравился фотограф - потенциальный исполнитель Вашего заказа - уходите и продолжайте поиск в другом месте. И не обессудьте, если Вам будет отказано по такой же причине. Это не только меня касается. Но если Вас просто что-то смущает - не стесняйтесь это озвучить. В таких случаях я всегда говорю: Не надо придаваться фантазиям и домыслам. Не бойтесь задавать вопросы! Ответ может оказаться неожиданно приятным для Вас. И помните:  любой художник – существо тонкой душевной организации... 

P.S.: Сначала назвал сей опус "Записки старого фотографа", учитывая более, чем 25-летний опыт профессиональной деятельности в фотографии. Потом подумал: "52 года - это ведь не возраст, еще не правильно поймут читатели", и взял слово “старого” в кавычки. Ведь молод я еще!!! :)))
Продолжение>>

© Александр Андрющенко