Записки “старого” фотографа. Часть 3
06.03.2012Фотография: от магии “посвященных” к общей доступности массам
О, это великое чудо - фотография! Имея почти двухсот-летнюю историю, она не перестает восхищать и будоражить умы своих почитателей. За эти почти 200 лет технология получения готового фото-продукта претерпела неимоверные метаморфозы. Радикально изменились также инструменты фотографа. От огромной камеры-обскуры (лат. camera obscūra — “тёмная комната”) с многочасовыми манипуляциями для получения изображения до миниатюрной камеры в мобильном телефоне, где достаточно нажать на кнопку.
Из удела “посвященных” сей предмет вожделения миллионов безвозвратно ушел в массы. Маркетинговая политика компаний-производителей фототехники в это внесла свою лепту, а с легкой руки гуру от рекламы все стало просто, как дважды два: просто жми на кнопку! Беспредельное счастье легкого обладания таким волшебным процессом, как фотография, многим затмило глаза. Они просто жмут на кнопку, не желая постигать глубины этого искусства и даже не вдаваясь в элементарные детали, без которых не возможно получение качественного снимка (я даже не говорю о художественных достоинствах оного).
Не беда, если этот процесс проистекает “для души” собственной, так сказать. Домочадцы не в счет: они просто обязаны дружно переносить тяготы и лишения, вызванные увлечениями члена семьи. А еще они должны ценить домашнего художника и восхищаться его трудами. По-скольку это их семейный микрокосмос, то тут все нормально.
Хуже, когда такие “шедевры” гения с неадекватно завышенной самооценкой уходят в большой мир, изменяя внутричерепное давление людям, знающим предмет, т.е. “посвященным”. “Непосвященные” же, или люди, не имеющие природного чувства прекрасного, могут дружно воскликнуть “Вааау!!!”, наставив “лайков” под “шедеврами” в социальных сетях, тем самым раздувая гордыню “гения” до неимоверных размеров. Еще хуже, когда похвалы неспециалистов побуждают его к началу профессиональной деятельности в этой сфере со всеми вытекающими последствиями: то, что он имел дело с неопытным дилетантом, заказчик порой узнает только постфактум...
Понятное дело - из дилетанта может вырасти Мастер, но это происходит с течением времени, при условии самосовершенствования оного. Теория и практика, а также повышение общекультурного уровня - в этом ему помощники...
Это было, скажем, лирическое отступление, мысли вслух, ИМХО, мое скромное мнение. Далее осмелюсь предложить практические советы.
Выбираем фотографа
На ум тут же приходит фраза классика советской сатиры Михаила Жванецкого: "Выбирай, но осторожно. Осторожно, но выбирай!"
При выборе мастера для выполнения фоторабот на что лично я обратил бы внимание:
1. Компетентность - "наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области" (Википедия). Надо ли пояснять суть выше сказанного? К примеру, вам нужен опытный фотограф для проведения высококачественной портретной съемки. Вы знаете великолепного фотографа-пейзажиста с мировым именем, который никогда не занимался профессионально портретной съемкой, т.к. ему это не интересно. Выбор данного специалиста, скорее всего, вызовет у вас разочарование по результатам проделанной работы. Всегда интересуйтесь опытом работы фотографа именно в необходимой области, ведь каждый мастер, как правило, имеет свою специализацию. Есть фотографы много-жанровые, но это, обычно, заслуга их фотографического стажа, я уже и не говорю о биологическом возрасте. Ваш покорный слуга тоже принадлежит к немногочисленным рядам полижанровых фотографов, хотя три-четыре жанра для него являются основными. Да и то - их объединяет одно: съемка людей.
2. Порядочность - "моральное качество человека. Порядочный человек всегда выполняет свои обещания и не наносит умышленного вреда окружающим. Таким образом, если человек следит за тем, чтобы не навредить другим, то неприятные для окружающих последствия его действий (т.е. произошедшие помимо воли делающего) не могут характеризовать человека, как непорядочного" (Википедия). Комментарии, думаю, излишни.
3. Творческая составляющая или креативность - "творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одарённости в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем" (Википедия). У креативного фотографа всегда есть шанс получения интересных результатов, не похожих на другие.
4. Репутация, реноме́ - "закрепившееся за кем-либо или чем-либо доброе или худое мнение о ком-либо. Репутация — мнение (более научно — социальная оценка) группы субъектов о человеке, группе людей или организации на основе определенного критерия" (Википедия).
5. Психологическая совместимость - "характеристика длительного взаимодействия между двумя и более индивидами, при котором проявления свойственных данным индивидам устойчивых черт характера не приводят к длительным и неразрешимым, без внешнего вмешательства, противоречиям" (Википедия). Этим параметром, как правило, можно пренебречь для проведения, например, предметной съемки, т. е. съемки неодушевленных предметов, когда в процессе работы заказчик не участвует.
Чтобы не ошибиться в выборе, советую более полно ознакомиться с творчеством того или иного фотографа. Для этого существуют персональные сайты, социальные сети, печатные издания, выставки. Ознакомьтесь с общественным мнением в Интернете, в реальной жизни. При этом всегда помните: то, что говорят о человеке окружающие, не всегда может быть правдой. Иногда, руководствуясь личными интересами, вам могут выдать заведомо ложную информацию. Одной из мотиваций может быть недобросовестная конкуренция. В завершение сбора информации о потенциальном исполнителе вашего заказа познакомьтесь с ним лично, проведите переговоры. Все станет на свои места, вы поймете, ваш это фотограф или нет. Если нет - не юлите, говоря “мы подумаем”, “мы вам перезвоним”. Говорите прямо, как есть, что вас не устраивает. И, очень даже возможно, что вы найдете общий язык...
(Продолжение следует)
Вернуться к началу>>
© Александр Андрющенко